Отчет о

Reno Air Races,

куда ваш покорный слуга сподобился попасть в этом (2003) году.
Welcome to Reno!
Добро пожаловать в Рино!

* * *

Очень кратко: в Рино летают не по-детски быстрые самолеты.
Чуть более развернуто: ...и издают удивительные, волшебные звуки при том!

* * *

/* Когда-то здесь лежали восемь (8) thumbnails размером 96х64 пикселя, в среднем два (2) килобайта каждый. К thumbnails были подвешены ссылки на сайт некоего Mark Johnston -- автора фотографий. По этим ссылкам каждый желающий мог попасть на его сайт и насладиться оригинальными фотографиями в полном разрешении, а также всевозможной рекламой, футерами и банерами, которые, по мнению автора, нам всем жизненно необходимы.

Так вот, этих thumbnails здесь больше нет, как нет и ссылок на сайт М.Жонстона. Потому что в 2007 году, через четыре года после публикации здесь этих ссылок, и через пять лет после публикации его оригинальных работ на его собственном сайте, он вдруг нашел эти ссылки на себя и очень огорчился и расстроился, и возмутился, и потребовал оные ссылки удалить. То ли беден, мелочен и жаден настолько, что thumbnails мне не простил, сочтя их незаконным копированием своей работы, в которую он душу (видимо, всю, что была) вложил; то ли богат и знаменит настолько, что лишние ссылки на его сайт (и лишние просмотры его рекламы) ему ни к чему.

Ну да его мотивы -- это его дело, а мое дело маленькое: не хочет -- не будет. И вот его больше нет. */

* * *

Теперь подробно.

Reno Air Races -- это там, где собираются богатенькие Буратины, и играют со своими игрушками. Игрушки -- это все, что летает. Процесс играния распадается на две части: меряние сами понимаете чем (собственно гонки) и аэрошоу.

Про аэрошоу особо рассказывать нечего, т.к. они везде примерно одинаковые. Из обычного в таких случаях ассортимента выделился, пожалуй, один самолет, который мне чем-то особенно дорог, хотя я ни разу его до того не видел ни на земле, ни в воздухе. В этом году в Рино летал Saab J-35 Draken. Я сначала не поверил своим глазам! После третьего прохода отрицать очевидное было уже невозможно -- передо мной в воздухе был настоящий, честный, "живой" Дракен. Его шоу было совершенно любительским и, прямо скажем, никаким -- так, несколько проходов над полосой с горками и бочками... Но это не важно. После этого всякая такая показушная экзотика как F-117 уже меркла и ничем не выделялась.

Собственно о гонках. Гонки разыгрываются в нескольких классах: бипланы (главным образом Pitts'ы), Формула-1, Sports (в основном собранные из наборов и вылизанные как у кота GlaStar'ы и LancAir'ы), Т-6, и, самое вкусное, разумеется, Unlimited.

Unlimited -- это все что угодно до тех пор, пока оно летает за пропеллером. Unlimited -- это самые быстрые в мире винтовые самолеты. Все поголовно -- сильно переделанные, но все еще узнаваемые истребители WWII. Много вариаций на тему P-51 Mustang и Hawker Sea Fury, но есть и другие. Модификации обычно включают укороченные крылья, увеличенное вертикальное оперение, и -- главное -- форсированные двигатели.

Двигатели -- это песня. В прямом и переносном смысле. Один только звук в Рино можно записывать и продавать за деньги. Берем Роллс-Ройсовский Мерлин, переделываем его под метанол и нитро, навешиваем на него необходимую обвеску с кабиной, пилотом и всем остальным Мустангом, аккуратно запускаем, бережно прогреваем, поднимаем в воздух, постепенно поднимаем давление наддува до четырех атмосфер, нежно разгоняем до 800 км/ч...

...И В ТАКОЙ КОНФИГУРАЦИИ ПРОНОСИМСЯ МИМО ТРИБУН...

...В общем, кто слышал -- поймет, кто не слышал -- это не объяснить.

Гонку в этом году выиграл P-51D Mustang "Dago Red" с двигателем Мерлин. Но приз зрительских симпатий явно принадлежит пришедшему вторым Grumman F8F2 Bearcat "Rare Bear" за его двигатель -- 18-цилиндровый радиальный Wright R-3350 Cyclone. Если Merlin -- это баритон, то R-3350 -- это редкий, уникальный по звучанию и силе бас. Его не просто слышишь -- он вбирает в себя все вокруг, его ощущаешь всем организмом.

Эти удивительные, уникальные, безумно дорогие двигатели расчитаны всего на несколько минут работы -- а некоторые не выдерживают даже и этого. В этом случае самолет, летящий за этим двигателем вываливается из пачки, взмывает вверх и планирует на одну из четырех полос, благо гонка происходит по замкнутому маршруту вокруг самого аэродрома.

А происходит она следующим образом. Взлетают не спеша, по одному, с интервалом секунд в 30. Первым взлетает pace plane (реактивный УТИ), за ним -- до десяти участников "забега". После взлета pace plane включает дым и ложится на широкий полукруг вокруг аэродрома. Остальные, срезая круг, пристраиваются к нему, формируя одну шеренгу. Собравшись, вся шеренга выравнивается и разгоняется до рабочих скоростей, выводя (постепенно, пожалуйста!) движки на максимальный наддув.

Представим, что я стою лицом к полосе, примерно напротив ее середины. Линия от меня поперек полосы -- это финишный створ. Маршрут гонки лежит в долине за полосой и просматривается весь, как на ладони, на фоне окружающих долину гор. Полукруг, по которому сейчас ведет шеренгу pace plane лежит у меня за спиной и выводит он всех участников примерно в конец полосы, перпендикулярно ей, по мою правую руку (если круг для гонки левый). Таким образом, участники входят в круг все одновременно, по касательной.

В этот момент pace plane уходит горкой вверх (по прежнему с дымом, так что этот момент хорошо виден), и собственно гонка начинается. Участники пикируют к первому пилону (шест, один из трех, отмечающих круг), огибают его и дальше следуют по кругу. Обогнув первый круг, они проходят над полосой -- прямо передо мной, слева направо, через финишный створ, и уходят на следующий. Всего в гонке шесть, семь или восемь кругов. Места в гонке распределяются в порядке пересечения финишной линии после последнего круга. Насчет времени и, соответственно, скорости я не уверен, но думаю, что время замеряется от финиша первого круга до финиша последнего, для каждого участника отдельно.

В цифрах: длина круга -- 13,6 км, высота -- около 10 метров, время прохождения -- порядка минуты, скорость -- за 800 км/ч, число Маха -- 0,7, и это -- у самой земли! (правда, земля -- это 1,5 км над уровнем моря). Финальную гонку в классе Unlimited -- восемь кругов -- начали девять самолетов, закончили восемь. Результаты можно /*было бы*/ посмотреть здесь /*, если бы М.Жонсон не возбух*/.

Следует отметить четвертое место в классе Unlimited 2003 -- его занял Як-11. Кроме этого, в этом году в Рино летал еще один Як-9, и один Як-9Д... Как далеки эти машины от оригиналов, да и были ли оригиналы -- судить не берусь.

И еще -- в этом году во второй раз, все еще скорее в порядке эксперимента, летает реактивный Jet Class, состоящий исключительно из "наших" Л-39 "Альбатрос". Но, честно говоря, по сравнению с unlimited, "Альбатросы" не впечатляют ни видом, ни звуком, ни скоростью -- да-да, они *медленнее* unlimited "Мустангов"!

* * *

IMG01.jpg
597x395; 33581 bytes

IMG02.jpg
597x395; 40089 bytes

IMG03.jpg
597x395; 33028 bytes

IMG04.jpg
584x395; 28678 bytes

IMG05.jpg
597x395; 33063 bytes

IMG06.jpg
597x395; 28856 bytes

IMG07.jpg
597x395; 30563 bytes

IMG08.jpg
597x295; 26030 bytes

IMG09.jpg
597x395; 30872 bytes

IMG10.jpg
597x395; 33229 bytes

IMG11.jpg
597x395; 38710 bytes

IMG12.jpg
597x395; 18072 bytes

IMG13.jpg
597x395; 29136 bytes

IMG14.jpg
597x395; 26318 bytes

IMG15.jpg
597x392; 14510 bytes

IMG16.jpg
597x395; 36750 bytes

IMG17.jpg
559x296; 24285 bytes

IMG18.jpg
1009x545; 64425 bytes

IMG19.jpg
597x281; 29780 bytes

Назад, к оглавлению альбомов
Last modified on 9/21/2003
Сайт управляется системой uCoz