* * *
Теперь подробно.
Reno Air Races -- это там, где собираются богатенькие Буратины, и играют со
своими игрушками. Игрушки -- это все, что летает. Процесс играния
распадается на две части: меряние сами понимаете чем (собственно гонки) и аэрошоу.
Про аэрошоу особо рассказывать нечего, т.к. они везде примерно одинаковые. Из
обычного в таких случаях ассортимента выделился, пожалуй, один самолет,
который мне чем-то особенно дорог, хотя я ни разу его до того не видел ни на
земле, ни в воздухе. В этом году в Рино летал Saab J-35 Draken. Я сначала не
поверил своим глазам! После третьего прохода отрицать очевидное было уже
невозможно -- передо мной в воздухе был настоящий, честный, "живой" Дракен.
Его шоу было совершенно любительским и, прямо скажем, никаким -- так,
несколько проходов над полосой с горками и бочками... Но это не важно. После
этого всякая такая показушная экзотика как F-117 уже меркла и ничем не выделялась.
Собственно о гонках. Гонки разыгрываются в нескольких классах: бипланы
(главным образом Pitts'ы), Формула-1, Sports (в основном собранные из
наборов и вылизанные как у кота GlaStar'ы и LancAir'ы), Т-6, и, самое
вкусное, разумеется, Unlimited.
Unlimited -- это все что угодно до тех пор, пока оно летает за пропеллером.
Unlimited -- это самые быстрые в мире винтовые самолеты. Все поголовно --
сильно переделанные, но все еще узнаваемые истребители WWII. Много вариаций
на тему P-51 Mustang и Hawker Sea Fury, но есть и другие. Модификации обычно
включают укороченные крылья, увеличенное вертикальное оперение, и --
главное -- форсированные двигатели.
Двигатели -- это песня. В прямом и переносном смысле. Один только звук в
Рино можно записывать и продавать за деньги. Берем Роллс-Ройсовский Мерлин,
переделываем его под метанол и нитро, навешиваем на него необходимую обвеску
с кабиной, пилотом и всем остальным Мустангом, аккуратно запускаем, бережно
прогреваем, поднимаем в воздух, постепенно поднимаем давление наддува до
четырех атмосфер, нежно разгоняем до 800 км/ч...
...И В ТАКОЙ КОНФИГУРАЦИИ ПРОНОСИМСЯ МИМО ТРИБУН...
...В общем, кто слышал -- поймет, кто не слышал -- это не объяснить.
Гонку в этом году выиграл P-51D Mustang "Dago Red" с двигателем Мерлин. Но
приз зрительских симпатий явно принадлежит пришедшему вторым Grumman F8F2
Bearcat "Rare Bear" за его двигатель -- 18-цилиндровый радиальный Wright
R-3350 Cyclone. Если Merlin -- это баритон, то R-3350 -- это редкий,
уникальный по звучанию и силе бас. Его не просто слышишь -- он вбирает в
себя все вокруг, его ощущаешь всем организмом.
Эти удивительные, уникальные, безумно дорогие двигатели расчитаны всего на
несколько минут работы -- а некоторые не выдерживают даже и этого. В этом
случае самолет, летящий за этим двигателем вываливается из пачки, взмывает
вверх и планирует на одну из четырех полос, благо гонка происходит по
замкнутому маршруту вокруг самого аэродрома.
А происходит она следующим образом.
Взлетают не спеша, по одному, с интервалом секунд в 30. Первым взлетает
pace plane (реактивный УТИ), за ним -- до десяти участников "забега". После
взлета pace plane включает дым и ложится на широкий полукруг вокруг
аэродрома. Остальные, срезая круг, пристраиваются к нему, формируя одну
шеренгу. Собравшись, вся шеренга выравнивается и разгоняется до рабочих
скоростей, выводя (постепенно, пожалуйста!) движки на максимальный наддув.
Представим, что я стою лицом к полосе, примерно напротив ее середины.
Линия от меня поперек полосы -- это финишный створ. Маршрут гонки лежит в
долине за полосой и просматривается весь, как на ладони, на фоне окружающих
долину гор. Полукруг, по которому сейчас ведет шеренгу pace plane лежит у
меня за спиной и выводит он всех участников примерно в конец полосы,
перпендикулярно ей, по мою правую руку (если круг для гонки левый). Таким
образом, участники входят в круг все одновременно, по касательной.
В этот момент pace plane уходит горкой вверх (по прежнему с дымом, так что
этот момент хорошо виден), и собственно гонка начинается. Участники пикируют
к первому пилону (шест, один из трех, отмечающих круг), огибают его и дальше
следуют по кругу. Обогнув первый круг, они проходят над полосой -- прямо
передо мной, слева направо, через финишный створ, и уходят на следующий.
Всего в гонке шесть, семь или восемь кругов. Места в гонке распределяются в
порядке пересечения финишной линии после последнего круга. Насчет времени и,
соответственно, скорости я не уверен, но думаю, что время замеряется от
финиша первого круга до финиша последнего, для каждого участника отдельно.
В цифрах: длина круга -- 13,6 км, высота -- около 10 метров, время прохождения --
порядка минуты, скорость -- за 800 км/ч, число Маха -- 0,7, и это -- у самой
земли! (правда, земля -- это 1,5 км над уровнем моря). Финальную гонку в
классе Unlimited -- восемь кругов -- начали девять самолетов, закончили
восемь. Результаты можно /*было бы*/ посмотреть здесь /*, если бы М.Жонсон не возбух*/ .
Следует отметить четвертое место в классе Unlimited 2003 -- его занял Як-11. Кроме этого, в этом
году в Рино летал еще один Як-9, и один Як-9Д... Как далеки эти машины от
оригиналов, да и были ли оригиналы -- судить не берусь.
И еще -- в этом году во второй раз, все еще скорее в порядке эксперимента,
летает реактивный Jet Class, состоящий исключительно из "наших" Л-39
"Альбатрос". Но, честно говоря, по сравнению с unlimited, "Альбатросы" не
впечатляют ни видом, ни звуком, ни скоростью -- да-да, они *медленнее*
unlimited "Мустангов"!
* * *
|